Другие приложения.

Приложения к исследованию операций.
Теория массового обслуживания.

Теория массового обслуживания рассматривает математические модели систем, призванных обслуживать случайно возникающие требования. Поскольку поток требований на обслуживание предполагается подчиняющимся вероятностному закону, естественно, что теория массового обслуживания получила свое развитие в рамках теории вероятностных процессов. Первый крупный вклад в теорию массового обслуживания был сделан А. К. Эрлангом в работе 1908 г., посвященной задачам телефонии. Эрланг впервые рассмотрел установившийся режим телефонных вызовов и при изучении этой задачи вывел уравнения, которые мы теперь называем стационарной формой уравнений Колмогорова для марковских процессов со счетным числом состояний.

Теория массового обслуживания нашла применение к множеству различных задач, что является следствием существования многих типов систем обслуживания случайно приходящих требований. Упомянем лишь некоторые из задач, которые были исследованы методами теории массового обслуживания: телефонные линии,посадка самолетов, погрузка и разгрузка судов, поломка машин и их ремонт, прием пациентов в клиниках, регулирование переключения светофоров, обслуживание в ресторанах, контроль при выходе в магазинах самообслуживания,управление запасами,теория водохранилищ и теория снабжения.

Несмотря на кажущееся различие всех перечисленных выше задач, они имеют дело со следующей ситуацией: «требование» поступает в «счетчик», фиксирующий его приход, и требует обслуживания. Если обслуживающий прибор занят другим требованием, вновь прибывшее требование должно ждать его освобождения.
В это время на обслуживание могут поступать другие требования. Если требования поступают в то время, когда прибор занят, они образуют очередь или линию ожидания. Здесь мы употребляли термины "требование", "счетчик" и "прибор" в их самом общем смысле. В каждом частном случае эти термины можно определить более точно. Например, в задачах телефонии счетчиком является телефонная станция, требованием — поступающий вызов, а обслуживающим прибором — телефонная линия или канал.

Вероятностные процессы, встречающиеся в теории массового обслуживания, являются, вообще говоря, немарковскими, поэтому необходимы специальные методы, чтобы исследовать их свойства:
1. представление систем обслуживания марковской цепью (основано на понятии вложенной цепи Маркова).
2. метод, ведущий к марковским процессам смешанного типа (описывается интегральными уравнениями).
3. представление систем массового обслуживания марковскими процессами (воспользовавшись соответствующими уравнениями Колмогорова).



назад