Сетевое управление. Основные понятия и базовые компоненты

Александр Колосов

Действующие лица

  • Компьютерная сеть.
  • Сетевые сервисы (услуги).
  • Поставщики сетевых услуг:
    • коммерческие организации, продающие сетевые услуги потребителям (Интернет-провайдеры, контент-провайдеры, ЦОД, сети доставки контента, …).
    • коммерческие и гос. структуры, сопровождающие собственные сети для внутренних нужд.
  • Операторы сети — обслуживающий персонал, сопровождающий сеть.
  • Производители сетевого оборудования.

Определение термина «сетевое управление»

Сетевое управление — деятельность, методы, процедуры и инструменты для: обеспечения работоспособности, администрирования, технического обслуживания, подготовке к работе сетевых систем.

Обеспечение работоспособности (operation)

Ежедневные операции поддержания сети в работоспособном состоянии. Мониторинг сети с целью обнаружения проблем до того как они затронут конечного пользователя.

Администрирование (administration)

Отслеживание сетевых ресурсов и их использования. Инвентаризация, взаимодействие с поставщиками, операторами сетевых услуг и т.д.

Техническое обслуживание (maintenance)

Наладка, восстановление, обновление, профилактика.

Подготовка к работе (provisioning)

Планирование и проектирование сети, конфигурирование сетевых ресурсов для предоставления определенного сервиса

OSI Network Management

Определение из ISO/IEC 7498-4 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-4-99):

Административное управление ВОС — средства, предназначенные для управления, координации и контроля использования ресурсов, позволяющие обеспечить обмен данными в функциональной среде взаимодействующих открытых систем (ВОС).

Цели сетевого управления

  • Стоимость обслуживания (↓)

    Совокупная стоимость владения (Total cost of ownership, TCO) = стоимость оборудования + стоимость эксплуатации

  • Качество обслуживания (↑)

    уверенность в том, что пользователь получает услуги на заявленном уровне

  • Прибыль (↑)
    • Автоматизация рабочей процедуры по предоставлению сервиса.
    • Предоставление потребителю интерфейса к некоторым функциям по управлению и отслеживанию параметров предоставляемого сервиса.
    • Снижение стоимости предоставление сервиса делает его доступным для более широкого класса потребителей.

Основные задачи сетевого управления

  • Обеспечение работоспособности

    Центр сетевых операций (Network operations center, NOC)

  • Администрирование

    Руководство поставщика сетевых услуг

  • Техническое обслуживание

    Полевые инженеры

  • Подготовка к работе

    Отдел сетевого планирования

Обеспечение работоспособности сети

  • Направления работы:
    • Предотвращение неисправностей
    • Конфигурация
    • Учет
    • Производительность
    • Безопасность
  • Отчеты
  • Сбор и анализ данных
  • Принятие решений

Администрирование

  • Учет сетевого оборудования.
  • Учет использования каналов связи и оборудования.
  • Принятие решений о развертывании новых/улучшению существующих сервисов.
  • Принятие решений о закупке новых мощностей.

Сопровождение сети

  • Предотвращение неисправностей
  • Обработка заявок о сетевых проблемах
  • Наладка (монтаж, возведение, установка) сети
  • Восстановление сети
  • Установка и сопровождение оборудования
  • Регулярное тестирование сети

Подготовка к работе

  • Планирование
    • Отслеживание новых технологий
    • Анализ трафика и производительности
    • Анализ данных инвентаризация
  • Проектирование

Основные компоненты

Sorry, your browser does not support SVG.

Сетевые устройства

  • Физические устройства, обеспечивающие работу сети (network elements)
  • Сетевые элементы предоставляют интерфейс управления
  • Взаимодействие Manager ↔ Agent

Sorry, your browser does not support SVG.

Архитектура агента управления

  • Интерфейс управления
    • Запросы: статистика, изменение состояния узлов, конфигурирование.
    • Сообщения о событиях.
  • База информации управления (Management information base, MIB) — виртуальное представление всех доступных параметров устройства.
  • Основная логика агента преобразует запросы к виртуальному представление во внутренние операции взаимодействия с устройством.

Система управления

  • Система управления состоит из управляющих приложений: мониторинг, удаленное конфигурирование, панели управления и т.д.
  • Компоненты систем управления взаимодействуют с агентами сетевых устройств:
    • могут сопровождать собственную БД,
    • могут сами выступать в качестве агентов.
  • Система управления, в отличие от сетевых элементов, существует только для нужд управления сетью.

Сеть управления

  • Сеть, обеспечивающая взаимодействие управляющих и управляемых систем называется сетью управления (management network).
  • Сеть, обслуживающая конечных пользователей — производственная сеть (production network).
  • Выделенная сеть управления
    • Надёжность
    • Безопасность
  • Разделяемая сеть управления
    • Отсутствие дополнительных расходов на развертывание и сопровождение дополнительной сети

Управляющая организация

  • Управляющая организация — люди, которые используют вышеописанные технологии сетевого управления
  • Эффективное распределение задач
  • Должны быть четко определены:
    • обязанности и способы взаимодействия подразделений,
    • процедуры и рабочие процессы.
  • Также:
    • Журналирование действий
    • Сопровождение сетевой документации
    • Резервное копирование