Моделирование ПО
2021/22 учебный год г., Институт математики и информационных технологий, III курс6 семестр(ы)
Специальности:
- 09.03.04 - Программная инженерия.
- Петрина Оксана Борисовна <petrina@cs.petrsu.ru>
Содержание лекционных занятий.
- Гл.0. Введение в моделирование. Роль моделирования в общем процессе разработки ПО.
-
Гл.1. Модели разработки требований.
- 1.1. Сбор требований.
- 1.2. Управление требованиями.
- 1.3. Документирование требований
-
Гл.2. Модели проектирования.
- 2.1. Архитектура ПО и рамки системы.
- 2.2. Детальное проектирование: компоненты и интерфейсы.
- 2.3. Документирование проектирования и ПО.
-
Гл.3. Модели оценки.
- 3.1. Метрики кода: статический анализ.
- 3.2. Модели трудоемкости.
- 3.3. Экспериментальное исследование качества.
Темы докладов для практических занятий
- Тема 1. Сценарии использования. (1) Диаграмма прецедентов. (2) Таблицы "событие - реакция". (3) Таблицы/деревья решений. (4) Архитектурные модели. (5) Прототип.
- Тема 2. Анализ и управление. (1) Атрибуты качества для пользователей. (2) Атрибуты качества для разработчиков. (3) Связи и цепи требований. (4) Приоритеты. (5) Контроль изменений.
- Тема 3. Модели проектирования. (1) Архитектура. (2) Структуры данных. (3) Алгоритмы. (4) Интерфейс подсистем. (5) Интерфейс пользователя.
- Тема 4. Инструментальные средства и языки. (1) Языки моделирования. (2) Кодогенераторы. (3) Трансляторы. (4) Документирование. (5) Управление разработкой.
- Тема 5. Трудоемкость и стоимость. (1) Модель функциональных точек (Functional Point). (2) Модель COCOMO (Constructive Cost Model) (3) Модель SLIM (Software Life-cycle Model). (4) Оценки с целью выиграть контракт.
- Тема 6. Качество ПО. (1) Тестирование. (2) Измерение работы программы. (3) Имитационное моделирование. (4) Патентный поиск.
По темам определяются доклады для обучающихся. Обучающийся согласовывает конкретную тему (как правило, пример конкретной прикладной задачи по разработке ПО, где требуется моделирование). В самом докладе акцентируется постановка и решение конкретной задачи моделирования и ее роль при разработке заданного ПО, а не описание общих методов решения таких задач.
Список литературы
- Вигерс, К.И. Разработка требований к программному обеспечению / К.И. Вигерс. - Пер. с англ. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004. - 576 с.
- Гецци, К. Основы инженерии программного обеспечения / М. Джазайери, Д. Мандриоли. - Пер. с англ. 2-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2015. - 832 с.
- Зубкова, Т.М. Технология разработки программного обеспечения : учебное пособие / Т.М. Зубкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет», Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем. - Оренбург : ОГУ, 2017. - 469 с. : ил. - Библиогр.: с. 454-459. - ISBN 978-5-7410-1785-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485553 (31.05.2017).
- Ларман, К. Применение UML и шаблонов проектирования : Пер. с англ. : Уч. Пос. / К. Ларман – Москва : Издательский дом «Вильямс», 2001. – 496 с. ISBN 5-8459-0125-1.
- Мацяшек, Л.А. Анализ требований и проектирование систем. М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. 428с.
Дополнительные источники для выполнения практических заданий
- Разработка и управление требованиями (2005), http://www.swd.ru/files/share/DOORS/books/eBook_RU_Requirements_Engineering.pdf
- Формализация требований на основе базы знаний (2012), https://minyurov.files.wordpress.com/2014/02/formal_sw_rqr.pdf
Инструкции по обучению:
- По каждой теме практических занятий 1-6 обучающийся выбирает подтему. Определяет конкретную рамочную прикладную задачу по разработке ПО. Выделяет конкретную задачу моделирования. Тема высылается по email лектору и руководителю практических занятий.
- Лектор уточняет формулировку конкретных прикладных задач, определяет источники теоретических методов для изучения по выбранной задаче, отправляет обучающемуся и руководителю практических занятий. Согласованный выбор отражается в журнале занятий лектором и руководителем практических занятий.
- Обучающийся готовит в эл.виде доклад (презентацию) по утверждённой задаче моделирования ПО. Отправляет презентацию по email лектору и руководителю практических занятий. Данный пункт требует отправки презентации каждую неделю (либо первую версию по новой теме, либо скорректированный вариант по одной из предыдущих тем).
- Лектор и руководитель практических занятий независимо оценивают презентацию и высылают комментарии по ее улучшению (всем трем участникам процесса).
- Лектор акцентирует комментарии на правильности постановки задач для моделирования и использованию теоретических методов.
- Руководитель практических занятий акцентирует комментарии на использовании конкретных видов моделей и соответствующих инструментов их разработки.
- Шаги 1-4 повторяются еженедельно. Каждая еженедельная итерация эквивалентна проведению 3 часов аудиторных занятий (1 ч. лекции + 2 ч. практики). Ведется учет в журнале учебной дисциплины (раздельно лекции и практики).