1. Цели и задачи дисциплины,
    ее место в учебном процессе

    1. Цель преподавания дисциплины

Главной целью дисциплины является изучение информационных компьютерных технологий для эффективного применения на их основе компьютера как инструментального средства. Предлагаемый для обучения состав программных средств базируется на пакете Microsoft Office, включающем редактор текстов Word, табличный процессор Excel, систему управления базами данных Access, функционирующими в операционной среде Windows на IBM – совместимых компьютерах. Курс предназначен для привития навыков использования компьютера в повседневной работе специалиста-зоотехника. Программные средства, изучаемые в курсе, позволят студентам подготовить научную статью, курсовую и дипломную работу, оформить результаты исследования в виде таблиц, провести статистическую обработку данных. Получить навыки использования АРМ в учебной и производственной деятельности. Содержание дисциплины входит в необходимый минимум профессиональных знаний выпускников по соответствующим специальности и направлению, а также является необходимой основой для выполнения курсовых и дипломных работ.
    1. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны получить следующие знания и умения.

Знать:

Уметь:

Иметь представление:

    1. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами
      необходимо для изучения данной дисциплины

Нет.

  1. Содержание дисциплины

    1. Наименование тем, их содержание,
      объем в часах лекционных занятий

  1. Новые информационные технологии. Роль информатики и компьютеризации в управлении сельскохозяйственным производством и процессами. (2 часа).

  2. Информация и персональные компьютеры как универсальное средство переработки информации - техническая основа новых информационных технологий. Архитектура ПК, характеристика основных устройств. Классификация ПК. (2 часа).

  3. Программное обеспечение ПК. Классификация ПО. MS DOS. Файловая система MS DOS. (2 часа).

  4. Norton Comander. Операции с файлами и каталогами. Утилиты различного назначения. Архивирование файлов. Способы защиты от вирусов. (2 часа).

  5. Основы работы с операционной системой WINDOWS, ее идеология. Оконный интерфейс. Рабочий стол, папка, документ. Система меню. (2 часа).

  6. Основы редактирования документов. Текстовой процессор WORD, его возможности, достоинства и недостатки по подготовке и редактированию текстов. (4 часа).

  7. Электронные таблицы. Основные понятия и приемы работы. Использование табличного процессора Excel для проведения расчетов, их оформления в виде таблиц и графиков. (2 часа).

  8. Справочники и стандартные функции Excel. Деловая графика в Excel Работа с датой и временем в Excel, функции даты и времени. (2 часа).

  9. Работа с базой данных в Excel, функции базы данных. (2 часа).

  10. Моделирование на ПК. Цель исследования, постановка задачи, построение ограничений и целевой функции. Оптимизатор Excel. (2 часа).

  11. Основные понятия и команды MathCAD. (2 часа).

  12. Табулирование функций. Запись логических выражений. Переменные диапазона. Построение графиков. (2 часа).

  13. Решение уравнений и систем уравнений. Вычисление производных и интегралов. (2 часа).

  14. Задание и обработка массивов. Понятие индексированной переменной.

Решение системы линейных уравнений. (2 часа).

  1. Использование компьютерных сетей, возможности всемирной сети Интернет, поисковые системы. Электронная почта. (4 часа).

    1. Практические и семинарские занятия,
      их содержание и объем в часах

Нет.

    1. Тематика лабораторных занятий,
      их содержание и объем в часах

      Содержание занятий

      Кол-во часов


      ПК IBM PC. Состав, конфигурация, клавиатура. Инструктор.

      2


      Операционная система MS DOS. Основные команды. Командные файлы. Включение, выключение ПК, начальная загрузка.

      2


      Программная оболочка Norton Commander

      2


      Утилиты различного назначения. Программы архивации и восстановления файлов. Программы защиты от вирусов

      4


      Самостоятельная по MS DOS и NC

      2


      Самостоятельная по архиваторам

      2


      Работа пользователя с графической операционной системой Windows. Техника выполнения наиболее важных операций. Система меню и работа с мышью. Рабочий стол., папка, документ. Работа с диалоговым окном

      4


      Управление представлением, размером и позицией окон. Запуск прикладных программ. Калькулятор. Работа с файлами. Буфер обмена. Проводник.

      4


      Самостоятельная по работе в среде Windows

      2


      Правила набора и редактирования текстовых документов. Набор команд редактора. Создание, загрузка и сохранение документа.

      2


      Окно процессора Word, Функции меню, панели инструментов. Настройка экрана, структура страницы, структура документа.

      2


      Основные операции с текстом: копирование, перемещение, удаление фрагментов текста, форматирование, расстановка страниц, вставка колонтитулов, формирование оглавления. Вставка таблиц и рисунков.

      2


      Самостоятельный набор и редактирование реферата в Word

      Проверка правописания. Оформление и печать.

      6


      Табличный процессор Excel, меню, панели инструментов, настройка экрана. Общие правила подготовки таблиц.

      2


      Решение вычислительной задачи в Excel.

      2


      Решение задачи со справочником

      2


      Решение задач с датой и временем.

      2


      Создание базы данных.

      2


      Работа с базой данных в Excel.

      4


      Оптимизатор и решение задач распределения ресурсов

      6


      Вычисление выражений

      2


      Табулирование функции. Построение графика функции и касательной к точке

      4


      Вычисление сумм и членов ряда

      2


      Операции с векторами и матрицами. Решение систем линейных уравнений.

      4


      Работа в Интернете, поиск информации, электронная почта

      4


      ИТОГО

      72

  1. Учебно-методические материалы по дисциплине

    1. Основная и дополнительная литература,
      другие информационные источники

Список основной литературы

  1. Острейковский В. А. Информатика: Учебник для студентов технических направлений и специальностей вузов. М.: Высшая школа, 2000. 511 с.

  2. Информатика. Учебник для студентов экономических вузов. Под редакцией профессора Н. В. Макаровой. М., Финансы и статистика, 2001.

  3. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: Под редакцией профессора Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002.

  4. Столяров А.М., Столярова Е.С. Excel 2002. Самоучитель. М.: АМК, 2002. 816 с.

  5. Додж Марк, Стивенсон Крейг. Эффективная работа с MS Excel 2000. СПб.: Питер. 1056 с.

  6. Питухин Е. А., Поляков В. В. Коржов С. Т. Основы работы на ПК в среде Windows. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.

  7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.: Финансы и статистика, 1999.

  8. Бердино Н. Ю. Семенова Е. Е., Поляков В. В. Сборник заданий для изучения электронных таблиц. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997.

  9. Поляков В. В., Коржов С. Т., Карпов А. В. Решение задач математического программирования в среде Excel. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999.

  10. Трофимов А. А. Разработка математических моделей и АРМ для оптимального планирования прогнозирования производства на многоотраслевом сельскохозяйственном предприятии. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.

  11. Трофимов А.А., Суни М. А. Моделирование оптимальных рационов кормления сельскохозяйственных животных с использованием электронных таблиц. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.

  12. Трофимов А. А. Методика анализа производственной деятельности агрохозяйства с использованием АРМ плановика. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.

Список дополнительной литературы

  1. Макарова Н. В., Трофимец В. Я. Статистика в Excel. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

Другие информационные источники

  1. http://www.eos.ru

  2. http://emissia.spb.ru

  3. Н.А. Будникова. Электронный учебник по MS Word, Excel, Access. http://www.cs.karelia.ru/~budniko/myword.htm

    1. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам

  1. Трофимов А.А., Суни М. А. Моделирование оптимальных рационов кормления сельскохозяйственных животных с использованием электронных таблиц. Изд-во ПетрГУ, 2000.

  2. Трофимов А. А. Методика анализа производственной деятельности агрохозяйства с использованием АРМ плановика. Изд-во ПетрГУ, 2000.

  3. Программный комплекс на Clippere, оптимизатор МПС: АРМ для оптимального планирования прогнозирования производства на многоотраслевом сельскохозяйственном предприятии.

  4. Программный комплекс в Excel: АРМ для оптимального планирования прогнозирования производства на многоотраслевом сельскохозяйственном предприятии.

  5. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: Под редакцией профессора Н. В. Макаровой. М., Финансы и статистика, 2002.

  6. Столяров А.М., Столярова Е.С. Excel 2002. Самоучитель. М.: АМК, 2002. 816 с.