Кафедра ИМО ПетрГУ | М. А. Крышень

Человеко-машинные интерфейсы

Дисциплина по выбору для студентов 4 курса направления прикладная математика и информатика.

Лабораторные работы

Для выполнения заданий можно использовать:

  • Другие инструментарии и средства разработки по согласованию с преподавателем.

Задание 1

Разработать простое графическое приложение для преобразования температур из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия. Результат должен отображаться с точностью до двух знаков после запятой.

  1. Реализовать показанный на рисунке графический интерфейс приложения для преобразования температур.

    temperature-1.png

  2. Можно ли сделать этот интерфейс более эффективным (требующим от пользователя меньше действий)? Предложите и реализуйте свой вариант.
  3. Добавьте возможность преобразования в обратную сторону (из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта). Можно ли избавиться от действия по выбору направления преобразования (будь то переключатель или выбор одного из полей для ввода)?
  4. Добавьте также возможность использовать температуру в Кельвинах с возможностью преобразования между любыми из трех единиц измерения. Как сделать это без выбора единиц измерения и направления преобразования?

Требования:

  • При сдаче задания нужно предоставить 4 варианта программы.
  • Оформление кода: наличие заголовочных комментариев, последовательное использование отступов и других элементов стиля кодирования.
  • Элементы интерфейса должны располагаться ровно по сетке с регулярными отступами между ними.
  • Компоновка элементов окна должна корректно обновляться при изменении размеров. Интерфейс должен корректно адаптироваться к различным размерам шрифта и другим настройкам системы. Абсолютное позиционирование элементов не допускается, необходимо использовать доступные в выбранном инструментарии средства компоновки (layout) или относительного позиционирования (anchor).
  • Приложение должно сообщать пользователю о некорректном вводе (подумайте, как это сделать без использования модального диалогового окна).
  • Текстовые поля, используемые только для вывода результата, не должны быть редактируемыми.
  • По возможности (при наличии в используемом языке программирования функции форматирования чисел с учетом локали) обеспечить соответствие формата вводимых и выводимых дробных чисел (символ десятичного разделителя) настройкам локализации системы1.

Задание 2

  1. Простая программа для рисования. Пользователь рисует на холсте с помощью мыши. Пока кнопка мыши нажата, должна получаться непрерывная линия.
  2. Изучить интерфейсы существующих растровых графических редакторов и разработать свой прототип редактора со следующими возможностями:
    • выбор инструмента: рисование от руки (как в пункте 1), рисование прямых линий (линия перемещается, пока кнопка нажата, и фиксируется на холсте, когда пользователь отпустит кнопку) и еще несколько возможных инструментов без реализации;
    • выбор толщины линии,
    • выбор цвета.

Задание 3

Мультимедийный проигрыватель. Требуемые возможности:

  • воспроизведение звуковых файлов (поддержка видео по желанию);
  • список воспроизведения с возможностью добавления, удаления и переупорядочивания записей;
  • добавление записей с помощью диалога выбора файла или путем перетаскивания в список воспроизведения из файлового менеджера;
  • управление воспроизведением (пауза/продолжить, переключение записей) и отображение текущей позиции в записи.

Изучите рекомендации по разработке интерфейса пользователя для выбранной платформы и следуйте им:

Задание 4

Доработка мультимедийного проигрывателя из предыдущего задания. Требования согласовываются индивидуально после сдачи задания 3.

Материалы к лекциям

Дистанционное обучение

Занятия и консультации проводятся в chat.cs.petrsu.ru, комната #course-ui:cs.petrsu.ru, для входа используйте свой логин и пароль в вычислительной системе ИМИТ. Для доступа можно также использовать приложения, совместимые с протоколом Matrix (Element и др., при входе указать сервер matrix.cs.petrsu.ru). Во время занятий по расписанию будет включена видеоконференция.

Выполненные работы можно прислать прямым сообщением пользователю @kryshen:cs.petrsu.ru (не в общую комнату курса). Необходимо загрузить исходный код и запись экрана с демонстрацией всех требуемых возможностей программы. Также можно сдавать задачи в системе видеоконференции по расписанию занятий, необходимо включить трансляцию экрана и продемонстрировать работу программы.

В образ виртуальной машины для студентов добавлены Glade, Gjs и программа записи экрана SimpleScreenRecorder. Другие средства разработки нужно устанавливать самостоятельно.

Сноски:

1

QtQuick — см. класс Number, Qt — см. QLocale, Python — см. модуль locale, .NET — см. Double.Parse и String.Format. В JavaScript для вывода можно использовать toLocaleString, для ввода — привести строку к стандартному формату или использовать дополнительную библиотеку.

Автор: М. А. Крышень

Created: 2022-09-26 Пн 12:20

Emacs 28.1 (Org mode 9.5.5)

Validate